среда, 15 апреля 2020 г.

Лексико-грамматические задания и речевые игры на тему "Космос"

Тема «12 апреля – День космонавтики»
1. Объясните ребёнку, почему 12 апреля во всём мире отмечают День космонавтики. Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах, газетах, журналах с изображением космоса, космонавтов и космической техники. Расскажите ребёнку о первом космонавте – Юрии Гагарине. Объясните ребёнку, что такое ракета, спутник, космодром, скафандр, телескоп.
2. Проверьте, как ребёнок запомнил то, о чём Вы с ним беседовали. Попросите его ответить на вопросы самостоятельно, и, если он затрудняется, помогите ему с ответами.
- Какой праздник отмечают 12 апреля? 12 апреля отмечают День космонавтики.
- Что такое космос? Космос – это то, что окружает землю и другие планеты.
- Что люди запускают в космос? Люди запускают в космос спутники, ракеты, космические корабли и станции.
- Как называют человека, который летит на ракете в космос? Человека, который летит на ракете в космос, называют космонавтом.
- Кто был первым космонавтом? Первым космонавтом был Юрий Гагарин.
- Как называется место, откуда запускают в космос космические корабли? Это место называется космодром.
- Что надевает космонавт для полёта в космос? Космонавт надевает космический скафандр.
- Как называется планета, на которой мы живём? Наша планета называется Земля.
- Какой прибор нужен человеку, чтобы рассмотреть луну, далёкие звёзды и планеты?Чтобы рассмотреть луну, звёзды и планеты, человеку нужен телескоп.
 «Один – не один.»
- образование существ. единств. и  множественного  числа  имен. падежа:  космонавт – космонавты, спутник – спутники, ракета – ракеты…и т. д.
Д. упр. «Сосчитай до 5»
Упражнять в согласовании существительных с прилагательными и числительными.
Один искусственный спутник, два искусственных спутника… пять искусственных спутни­ков.
Одна большая звезда… Одно яркое созвездие… Одна космическая станция…
Д. упр. «Собери предложения.»
Уточнять и активизировать словарь детей.
Луна, это, Земля, спутник.
Луна, Земля, меньше.
Луна, вращаться, Земля, вокруг.
Д.и  «Скажи наоборот.»
Способствовать умению подбирать антонимы, обогащать словарь детей.
Далеко — близко; высоко — … улететь — … взлетать — … темно — … ярко — … тесно — …
Д.и  «Продолжи предложение.»
Употребление сущ. Мн. Числа род. Падежа
В космосе много планет (спутников, комет…).
Д.и  «Какое слово не подходит?»
Упражнять детей в подборе родственных слов.
Солнце, сон, солнечный, солнышко. Космос, косматый, космонавт, космический. Луна, лунный, полночь, прилуниться.
Д.и  «Где какой?»
Упражнять детей образовывать прилагательные от существительных.
На Земле — земной;
на Луне — … (лунный);
на Солнце — … (солнечный).
Д.и  «Добавь нужное слово.»
Обогащение и активизация словаря.
В космос летает… (космонавт). Звезды наблюдает… (астроном). Предсказывает судьбу по звездам … (астролог).
Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?»
Употребление винительного падежа имен существитель-ных.
Косманавту  нужны (что?) – ракета, пища, тюбики, станция….
Конструктору нужны (что?) – карандаш, чертежи, бумага….
«Объясни фразу»
 Прямое и переносное значение слов.
Спутник хорошего настроения;
Спутник земли
Темная ночь 
 темные мысли
«Разбери слово»
Совершенствовать умение логически мыслить.
Полнолуние – (это полная луна.)
Небосвод, звездочет,  луноход, небосклон.
«Подбери родственные слова к слову космос»
Обогащать словарь детей
Космос – человек летящий в космос это (космонавт),
Корабль для космоса какой?  (космический )
 День посвященный космосу -  (космонавтики)
Физминутка.  «Ракета»
Физминутка.  «Ракета»
Координация речи с движением
 А сейчас мы с вами, дети,     
   дети маршируют
Улетаем на ракете.
потянуться, руки
 сомкнуты над головой
На носки поднимись,         
А потом руки вниз.            
 опускают руки вниз
Раз, два, три, потянись.     
потянуться
Вот летит ракета ввысь!    
бегут по кругу
«Найди лишнее слово»
 Цель – развивать слуховое внимание.
Космос – космонавт – косметика – космический

 Пальчиковая гимнастика          «Планеты»
Развитие мелкой моторики.
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
(Ритмично сжимают-разжимают кулаки.)
Раз — Меркурий,
 (Поочерёдно загибают пальцы на правой,
затем на левой руке, на   каждое
 название планеты.)   

Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Придумай предложения
Придумай предложения с парами слов:
Земля и Солнце; космонавт и станция.
Найди 2 одинаковые ракеты
Развивать внимание.
 
Запомни и повтори стих
 Развивать память, слуховое внимание.
В небо ракета стрелою взлетела,
В ней космонавт сидит сильный и смелый.
Игровые задания для развития пальцев рук
Два грецких ореха или маленьких каучуковых мячика ребенок держит в одной руке и вращает их одним вокруг другого (по типу китайских шаров).
Вокруг Земли Луна летает,
А вот зачем — сама не знает.
Найди отличия
«Отгадай – ка»
Какое слово к какой схеме подходит? Соедини линиями.
                ЛУНА                    МАРС                 НЕБО




  










Литература:  Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!/Комплексная программа подготовки ребенка к школе. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008.

Комментариев нет:

Отправить комментарий